Островский Александр Николаевич

Родился 31 марта (12 апреля н.с.) в Москве в семье чиновника, заслужившего дворянство. Детские годы прошли в Замоскворечье, купеческом и мещанском районе Москвы. Получил хорошее домашнее образование, с детства изучая иностранные языки. Впоследствии знал греческий, французский, немецкий, а позже — английский, итальянский, испанский языки.

В 12 лет был отдан в 1-ю Московскую гимназию, которую окончил в 1840 и поступил на юридический факультет Московского университета (1840 — 43). Слушал лекции таких передовых профессоров, как Т.Грановский, М.Погодин. Стремление к литературному творчеству совпадает со страстным увлечением театром, на сценах которого выступали в то время великие актеры М.Щепкин и П.Мочалов.

Островский оставляет университет — юридические науки его перестали интересовать, и он принимает решение всерьез заняться литературой. Но, по настоянию отца, поступил на службу в Московский совестный суд. Работа в суде дала будущему драматургу богатый материал для его пьес.



В 1849 была написана комедия «Свои люди — сочтемся! «, принесшая признание автору, хотя и появилась на сцене только через 11 лет (была запрещена Николаем 1, а Островский был отдан под надзор полиции). Вдохновленный успехом и признанием, Островский каждый год писал одну, а иногда несколько пьес, создав целый «театр Островского», включающий 47 пьес различных жанров.

В 1850 становится сотрудником журнала «Москвитянин», входит в круг литераторов, актеров, музыкантов, художников. Эти годы много дали драматургу в творческом отношении. В это время написаны «Утро молодого человека», «Неожиданный случай» (1850).

В 1851 Островский ушел со службы, чтобы все силы и время отдать литературному творчеству. Продолжая гоголевские обличительные традиции, он пишет комедии «Бедная невеста» (1851), «Не сошлись характерами» (1857).

Но в 1853, отказываясь от «жесткого» взгляда на русскую жизнь, пишет Погодину: «Пусть лучше русский человек радуется, видя себя на сцене, чем тоскует. Исправители найдутся и без нас». Последовали комедии: «Не в свои сани не садись» (1852), «Бедность не порок» (1853), «Не так живи, как хочется» (1854). Н.Чернышевский упрекал драматурга в идейной и художественной фальши его новой позиции.

На дальнейшее творчество Островского оказало участие в экспедиции, организованной морским министерством для изучения быта и промыслов населения, связанного с реками и судоходством (1856). Совершил поездку по Волге, от истоков до Нижнего Новгорода, во время которой вел подробные записи, изучал жизнь местного населения.

В 1855 — 60, в предреформенный период, сближается с революционными демократами, приходит к некому «синтезу», вернувшись к обличению «властителей» и противопоставляя им своих «маленьких людей». Появляются пьесы: «В чужом пиру похмелье» (1855), «Доходное место» (1856), «Воспитанница» (1858), «Гроза» (1859). Добролюбов восторженно оценил драму «Гроза», посвятив ей статью «Луч света в темном царстве» (1860).

В 1860-е Островский обращается к исторической драме, считая подобные пьесы необходимыми в репертуаре театра: хроники «Тушино» (1867), «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», психологическая драма «Василиса Мелентьева»(1868).

В 1870-е рисует жизнь пореформенного дворянства: «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные деньги» (1870), «Лес» (1871), «Волки и овцы»(1875). Особое место занимает пьеса «Снегурочка» (1873), выразившая лирическое начало драматургии Островского.

В последний период творчества была написана целая серия пьес, посвященных судьбе женщины в условиях предпринимательской России 1870 — 80: «Последняя жертва», «Бесприданница», «Сердце не камень», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые» и др.

Умер А.Островский 2 июня (14 н.с.) 1886 в имении Щелыково.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *